Сегодня попытаемся посмотреть и проанализировать причины, по которым, украинские футбольные (и не только) клубы, не могут использовать весь свой потенциал и выживают, а не развиваются.

  1. Отсутствие стратегического плана развития.

Мой первый приход в профессиональный спорт был в 2000м году, когда я со своими единомышленниками основали МФК «Ровно» и вернули профессиональный футзал в город. Второй приход в профессиональный спорт состоялся в 2015г. с Вересом. Казалось за 15 лет, должно было произойти глобальное изменение в подходах в спортивном менеджменте, но к моему удивлению, в наших клубах все осталось на своих местах. И те идеи, с которыми мы приходили в 2000-2002 годах, которые должны были устареть, до сих пор являются новаторскими в 2015-17 г.г.

Когда вы основываете бизнес компанию, вы детально прописываете бизнес план. Вы описываете виденье компании, ее миссию, краткосрочные и долгосрочные цели, ценности компании и т.д. Футбольный клуб – это тоже бизнес компания, но которой пытаются управлять не согласно принятым бизнес процессам, а вопреки им. На западе, любой аматорский клуб, не говоря уже о профессиональных, первым делом прописывает стратегический план развития клуба, где детально описывает всю стратегию клуба, включая то, как будут работать с членами клуба, как будут привлекать спонсоров, как будут развивать инфраструктуру, какой будет финансовая стратегия клуба и т.д.

Украинские клубы, живут сегодняшним днем, не сильно заморачиваясь над планами на будущее. Как говорит одна английская пословица – «Ошибаясь в подготовке, подготовьтесь ошибиться»

  1. Персонал, вернее нежелание его нанимать и на него тратиться.

Успех любой команды во многом зависит от того персонала, который вы набрали. Мозги решают все, или практически все. Поэтому многие компании тратят баснословные деньги, чтобы найти, а потом и удержать компетентных работников. Так работают компании, но не украинские клубы. Смешно сравнивать зарплатные сметы игроков и сметы работников клуба. Клубы готовы тратить сотни тысяч гривен в месяц на зарплату игроков, но не готовы потратить 30-50 тысяч в месяц на пару хороших специалистов, которые организуют все процессы в клубе. Хотя важно понимать, что квалифицированные работники в любом случае смогут заработать деньги и на себя, и на клуб (в средне и долгосрочной перспективе). Я уже не говорю о том, что часто в клуб нанимаю по бывшим спортивным заслугам, набирают спортсменов, которые ничего не понимают ни в финансах, ни в управлении людьми, ни в маркетинге и т.п. Любая компания, которая будет набирать свой персонал, как набирают футбольные клубы, в скором времени обанкротиться, или будет влачить жалкое существование. Так стоит удивляться, что в наших клубах такая ситуация?

Вдобавок к этому, проявляется оторванность команды от клуба. Практически в любом западном клубе от игрока до тренера есть понимание, что болельщик главное лицо в футболе. Он приносит деньги, ради него спонсоры вкладывают деньги. Поэтому в таких клубах, как Бавария, игроки уровня Рибери и Робена, могут поехать за 200-300 км в какую-то деревню, для посещения местного официального фан-клуба для раздачи автографов и рассказывания басней о клубе. Поэтому, в таких клубах маркетологи и менеджеры могут смело планировать разные акции с привлечением игроков и тренеров, а не боязливо, переминаясь с ноги на ногу, ублажать главного тренера и выпрашивать разрешения на задействования игроков в каких-то мероприятиях, как есть в наших клубах.

doncov_11

Это усугубляется и неумением работать с волонтерами. Ведь само собой разумеется, что у клуба нет финансов, чтобы нанять персонал на все направления. Для этого и привлекают волонтеров, людей, которые готовые работать на клуб в обмен на опыт, за возможность быть частью чего-то большого, потому что это их хобби, потому что за это поблагодарят и еще за тысячу мотивов, почему люди хотят работать бесплатно на благо клуба. Украинские клубы этим не пользуются, просто потому что не умеют. Этому надо учиться. В Вересе, мы смогли собрать команду волонтеров, которые, кто за небольшое вознаграждение, которое компенсировало дорожные расходы, кто за спасибо, а кто и тратя свои деньги были вовлечены в работу клуба. Новая администрация ввела интересное ноу-хау в работе с волонтерами. У людей потребовали паспорта в обмен на то, что они помогали продавать билеты и членские карты. Выдали билеты, забрали паспорта. Сдали выручку, получили паспорта обратно. Нужно говорить, что большинство людей закончило с волонтерством.

  1. Быстрый рост. Несоответствие желаний возможностям.

В книге «Великие по своему выбору» Джима Коллинза, описываются исследования среди компаний, которые на протяжении нескольких десятилетий показывали стабильный рост и прибыльность. Одной из причин их успеха, было самоограничение в росте. Большинство компаний самостоятельно сдерживало свой чрезмерный рост и получение прибыли из-за понимания, что чрезмерный рост ведет к дополнительным рискам. С другой стороны исследования показали, что большинство компаний, которые в течении года-двух показывали сверх рост, как правило, такие компании в течении некоторого времени банкротились либо теряли почти весь рынок. Почему это должно быть исключением для футбольных клубов?

Как гендиректор Вереса, я был против того, чтобы клуб за 2-3 года от своего создания поднимался в премьер лигу. Почему? Да потому что для нормального, нерискованного развития, требуется развиваться постепенно, чтобы быть готовым для кризисных ситуаций. Давайте представим, что случится, если Верес, за два года существования, не наработав достаточное количество спонсоров, членскую базу, не развив инфраструктуру, и т.д., благодаря одному спонсору получает возможность играть в премьер-лиге. Прекрасно, но что случится, если спонсор по разным причинам, откажется спонсировать клуб? Клуб обанкротится, потому что не диверсифицировал свои доходы. Интересно наблюдать за тем, что происходит в Кривом Роге с инициативой по возрождению Кривбаса. Группа бизнесменов серьезно прорабатывает возможности возрождения клуба. Но при этом тщательно продумывают, где им позволяют играть их финансы. И если понадобится играть в областной лиге, они готовы играть там, пока не сформируются все условия для полноценной профессиональной жизни.

  1. Игнорирование болельщиков.

Наверное, давно стала юмором теза, что в Киеве на матчи Динамо не надо вешать афиши. Это прекрасно показывает отношение большого количества клубов к собственным болельщикам. Клубы почему-то думают, что болельщики должны помнить о всех играх клуба, знать их наизусть и планировать свой досуг исходя из календаря игр. Полный бред, который приводит к тому, что на многотысячном стадионе находится всего пару сотен болельщиков.

Также культивируется мысль, что на стадионе, должен присутствовать только футбол и ничего кроме него. Некоторые функционеры критиковали Верес, из-за того, что мы устраиваем предматчевые церемонии, в которых участвуют до сотни людей. Они нам доказывали, что это профанация его величества Футбола, и что этого не надо делать.  Что сказать, давайте посмотрим только на континент, где спорт генерирует огромное количество денег, на Америку. Одна только студенческая баскетбольная лига зарабатывает больше многих европейских премьер-лиг. В основе их спорта лежит шоу. Качество украинского футбола далеко от того, чтобы удовлетворить футбольного эстета, так может стоит давать болельщикам чего-то еще интересного, помимо футбола, что заставит их еще раз прийти на наши и так не очень комфортные стадионы.

doncov_14

Кроме того, у клубов нет понимания, как устроить работу фан-клубов. Нормальный футбольный клуб обязан иметь фан-клубы в своем регионе, строить коммуникацию с болельщиками через них, и набирать новую армию болельщиков. Работа по привлечению новых фанатов, должна вестись преданными болельщиками в местах своего проживания, работы или учебы. Там должно проходить обучение всем ценностям клуба и премудростям боления. А совместный поход на футбол, быть апогеем всей фанатской жизни, служить чем-то вроде похода в церковь в воскресенье. Недаром в Европе есть мнение, что нынешние стадионы – это современные кафедральные соборы, а спорт – это религия. Для набора новых адептов, украинские клубы должны пересмотреть свое понимание работы фан-клубов.

  1. Отсутствие понимания, как зарабатывать деньги.

Большинство украинских клубов, хорошо понимают как надо тратить деньги (не уверен, правда, что правильно понимают), но совсем не знают, как их стоит зарабатывать. Все надеются, что «папа» даст деньги, или мер с губернатором пожалеют и что-то отсыпят. Большинство клубов не имеют фан-шопов. А если имеют, то в них представлен только дорогой сегмент, который не совсем подходит для большинства болельщиков. Клубы забывают истину, что, если взять поменьше, можно заработать побольше. В Вересе, открывши фан-шоп, мы сделали ставку на разную мелочевку, на то, что стоит немного, но будет по карману многим болельщикам. Мы заказывали продукцию у местных производителей, что помогало добиваться более низких цен. В итоге, после года работы, клубный магазин приносил 50-70 тыс. дохода в месяц. Кто-то скажет, что это мелочь и вообще не будет заморачиваться с этим. Но для нас это было существенно, и совсем бесценно по сравнению с той работой, которую магазин осуществлял по популяризации клуба и его заметности в обществе.

Клубы совсем не придумывают никаких фандрейзинговых программ (фандрейзинг – поиск финансов). А ведь, включив фантазию и запустив несколько проектов, можно еще немного заработать на клуб. Каким образом? Об этом отдельным постом )).

6. Нет понимания, как монетизировать любовь болельщиков.

Музей Манчестер Юнайтед, в год посещают более 200000 фанатов, каждый оставляет только 10-12 фунтов за вход, не считая покупок атрибутики и перекус в «Ред Кафе». Чтобы проиллюстрировать отношение наших клубов к этому аспекту расскажу историю. В 2012 во время чемпионата Европы, благодаря своему другу, я был личным гостем 2го вице-президента УЕФА и вице-президента ФИФА Джефа Томпсона. Было интересное время и незабываемый опыт. В конце чемпионата, я решил отблагодарить своего друга, английского журналиста, и организовать ему экскурсию на стадион Динамо. Я набрал офис Динамо и меня соединили с одним из работников, который сейчас занимает один из руководящих постов в клубе. Я спросил, как можно организовать проход на стадион для английского журналиста. В ответ услышал, что никак. Незачем там ходить. Я попытался убедить, и сказал, что это не простой журналист, а хороший друг вице-президента ФИФА Джефа Томпосона. В ответ услышал – «ну пусть его Джеф Томпсон по Динамо и водит». Я не сдавался, и спросил или у Динамо есть музей на стадионе, чтоб посетить хотя бы музей. В ответ услышал – «а зачем нам музей». Нужно ли дальше продолжать, чтоб показать уровень компетентности украинских футбольных менеджеров. Спустя год или два, Динамо таки открыл свой музей, но теперь я хотел бы узнать, сколько болельщиков его посетило за эти годы.

doncov_15
Продолжаем. Европейские клубы давно работают над тем, как любовь болельщиков конвертировать в деньги. Именно для этого, вводятся членские программы даже в тех клубах, которые принадлежат одной компании или лицу. Вы запросто можете стать членом Ман Сити, Ливерпуля, или Баварии за относительно небольшие деньги. Плюс членство даст вам массу преимуществ по сравнению с обычными болельщиками, а клуб получит дополнительные финансы. Я молчу уже о различных лотереях, розыгрышах и т.п.
7. Отсутствие понимания как работать со спонсорами.

Большинство наших спортивных менеджеров так и не поняло разницу, чем отличается спонсор от мецената. Большинство менеджеров продолжает искать добрых людей, которым не жалко выделить пару миллионов гривен на предприятие, которое интересно небольшому количеству людей, а выгоду получает в разы меньшее количество бенефициариев. Но такое отношение, называется меценатством.

Спонсор – это человек, компания, которые дает свои деньги в обмен на определенные услуги, которые должен оказать клуб. Мало взять деньги, их надо отработать. И отработать так, чтобы спонсор, захотел продолжить это сотрудничество в следующем сезоне.

Другая беда наших клубов, что они не хотят заморачиваться с мелкими спонсорами. Они желают найти одного-двух спонсоров, которые покроют все расходы. Утопия чистой воды, особенно в нынешних экономических условиях. Европейская практика, когда клубы, даже английской премьер-лиги, разбалованные деньгами от телетрансляций, ищут массу мелких спонсоров, включая спонсорство удара по мячу, или спонсорств отдельно взятого матча, такая практика является зазорной для наших спортивных менеджеров.

 

Из описанного выше, можно прийти к выводу, что сделать клуб намного успешнее и эффективнее, не такая и сложная задача. Просто важно понимание процессов, которые должны присутствовать в клубе. Важно понимание, что клуб, это такая же компания, как и любой бизнес. И соответственно, требует такого же подхода. Надо перестать быть наивными и ожидать, что ситуация сама собой поменяется в каком-то обозримом и необозримом будущем.

Оставьте комментарий